Игры со звуками можно и нужно разнообразить. Важно, чтобы с каждым новым шагом росла эмоциональная восприимчивость ребёнка, развивалась его фантазия и музыкальный слух.
Предлагаемые игры, которые можно объединить одним именем «Звуки рассказывают», доступны всем. Их задача дать детям новые звуковые и музыкальные впечатления (при скромных средствах исполнения), подвести детей к открытию таких выразительных средств, как ритм и темп, познакомить с некоторыми инструментами оркестра. Хотелось бы, чтобы дети почувствовали связь музыки, создаваемой композиторами, с той музыкой, которая окружает их в повседневности.
Заранее выберите место для игры: надо разместить всех участников так, чтобы каждый мог свободно двигаться. Хорошо, если взрослые ещё до начала игры, как звучит тот или иной инструмент, прислушаются к окраске звука, обследуют звуковые возможности различных игрушек. Нужно обдумать, какие образы лягут в основу музыкальных игр, как лучше рассказать о них детям, чтобы пробудить фантазию и желание действовать со звуками.
Нам нужны будут ударные и духовые инструменты, которые уже освоены в уже знакомых вам играх. Вспомним мы и «звучащие жесты» и добавим ещё притопы ногами (мы советуем делать притопы не всей ступнёй, а поочерёдно пяткой и носком правой и левой ногой).
Готовясь к играм, взрослые должны научиться подражать голосу ветра. Это не очень сложно, надо только попробовать дунуть несколько раз по-разному. Вообразите себе, что изображаете сначала сильный, порывистый ветер, а потом слабый.
Предположим, сегодня за окнами идёт дождь и вы решили поиграть с детьми в «Музыку дождя». Сначала вы вместе вслушиваетесь в то, как дождь льёт и стучит за окнами. Дождь может быть сильным или слабым, частым или редким. Постарайтесь на слух определить разницу в окраске звука, издаваемого каплями, которые стучат по стёклам и шлёпают по луже, падают на листья деревьев, барабанят по крыше. Потом придумайте варианты этой игры. Один играющий изображает капли, которые падают в лужу: двумя пальцами правой руки равномерно ударяют по ладони левой. Другой – двумя руками бьёт-хлопает по коленям, подражая каплям, падающим на листья. Кто-то ещё может быстро ударять кулачками или ладошками то по краю стола, то по его середине – это капли стучат по крыше.
Другую игру можно назвать «Музыка грозы». Сначала поговорите с детьми о грозе. Пусть представят себе картину грозы: раскаты грома (сначала их было едва слышно, потом они становились всё более частыми и громкими), шум дождя, свист ветра. Затем попросите детей рассказать уже звуками, как они представляют грозу уже в лесу. Дети будут действовать со звуками соответственно этим своим представлениям, они как бы вспомнят раскаты грома и изобразят на музыкальных игрушках звуки, разные по силе. Если перед этой игрой взрослый заранее приготовит барабан и положит его на видное место, то ребёнок с радостью изобразит на нём раскаты грома: сначала совсем тихо, а потом всё громче и громче. А вот мальчик, играющий на барабане, вдруг начал быстро включать и выключать торшер (он около него сидел): настоящей грозы без молний не бывает! А папа в это время подражал ветру: дул сначала медленно и слабо-слабо, а потом быстро и сильно. Было очень похоже на те звуки, которые все слышат в грозу…
Возможны и другие варианты игры. Вероятно, не раз все гуляли с детьми близ железнодорожного полотна, и с интересом рассматривали поезда, электровозы, обсуждали, как сцепляются вагоны. Во время этих прогулок можно тренировать слух, если внимательно прислушиваться к стуку колёс (они стучат по-разному в зависимости от того, нагружен состав или нет, с какой скоростью он идёт), к тому, откуда идёт поезд – слева или справа. В игре «Железная дорога» дети могут изображать разные гудки поезда: голосом или с помощью дудки. Стук колёс дети очень хорошо передают притопами разной скорости и громкости, чередуя удары то пяткой, то носком. После прогулки постарайтесь вспомнить с детьми не только то, с какой скоростью двигались составы, но и как вы сами возвращались с прогулки, в каком темпе двигались к своему дому – быстро или медленно. Объясните детям, что и в музыке есть темп. Не почувствовав его правильно, нельзя выразительно исполнить музыкальное произведение. Темп обязательно есть в различных действиях и движениях людей, в явлениях окружающей жизни.
«Музыка звёзд»
Закройте глаза и представьте себе небо, усыпанное звёздами. Как это изобразить звуками? Может быть с помощью металлофона? Предложите детям и другой вариант: пусть попробуют легонько щёлкнуть несколько раз пальцами или постучать палочкой по тонкому стакану. Вслушайтесь внимательно в окраску звука. Иногда дети сравнивают звонкие звуки металлофона с яркими звёздами, а более глухой звук палочки по стакану – со звёздами не очень яркими. Дети любят «зажигать звёзды», как они говорят. Звонкий, высокий звук металлофона привлекает их, но самостоятельно играть на нём пятилетнему ребёнку не так легко. Помогите ему освоить этот инструмент.
Металлофон нужно положить на низкий столик (на уровне колен сидящего ребёнка). Молоточек берут правой рукой двумя пальцами – указательным и большим, кисть при этом должна быть свободной. Ударять молоточком по середине пластинки и сразу его отнимать. Если звук совсем не получился или получился неприятным, значит, ребёнок зажал молоточек в кулак или задержал его на пластинке. В этом случае надо ребёнку всё рассказать, а он пусть спокойно повторит все движения.
Мы сделали первые шаги по ритмо-тембровому музицированию. Напомним, что ритм – это организация звуков по времени, соотношение звуков по длительности, причём соотношения самые различные. Звуки любой мелодии длятся неодинаково: одни из них короткие, другие – долгие. Ритм – сильнейшее выразительное средство музыки. Так, прерывистый ритм создаёт ощущение тревоги, плавный – передаёт спокойное настроение. Благодаря ритму мы легко узнаём музыку марша, колыбельной, польки. В играх со звуками вы можете познакомить детей с понятием ритма.
Чтобы игры получались, есть одно непременное условие: все играющие воспроизводят звуки и поясняют их. Важно чтобы дети извлекали звуки в соответствием со своими представлениями, а не играли что попало или что получится. Именно такое отношение к созданию звука надо воспитывать у детей – это послужит хорошей предпосылкой для развития их музыкального слуха.
В семьях, где старшие дети любят музыку, играют на музыкальных инструментах, создаётся особенно благоприятная среда для расцвета дарований ребёнка. Но если этого нет? И в этом случае родители могут многое.
В вечерней передаче «Спокойной ночи, малыши» музыка звучит постоянно, сопровождая сказки, мультфильмы.
В продаже есть диски для дошкольников. Дети легко усваиваю музыку, содержание которой поясняется заглавием. Дети с интересом следят за развитием мелодии, прекрасно передающей гудение летящего шмеля из оперы Н, А, Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Музыкальная табакерка» А. К. Лядова, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского и другие пьесы, любимые произведения детей.
А как научить их петь? Личным примером. Дети копируют взрослых, поэтому вы должны петь по возможности точно и выразительно. Постарайтесь, чтобы с вашего голоса ребёнок сразу правильно запомнил мелодию. Дети должны петь в удобной для них тональности – не слишком низко или высоко. Не стремитесь к заучиванию большого количества песен, но петь малыш должен выразительно.
Искусство всегда адресуется к личности ребёнка. Воспитаем же любовь к прекрасному, доброму, правдивому и отвращение к безобразному, злому, фальшивому. Добро и красота – родные сёстры. При восприятии художественных произведений дети активно сопереживают всё происходящее в сказке, песне, картине.
Источник
раскрыть » / « свернуть